Устройство и уход за безынерционными катушками.

Устройство и уход за безынерционными катушками фирмы "RYOBI". Модель ZESTER серий МX и VX.

Целью данного материала является показ непосредственного внутреннего устройства катушек ZESTER серий MX и VX, с краткими рекомендациями, касающимися последовательности их разборки, чистки и смазки.

Небольшое вступление: Катушки RYOBI этих серий имеют одинаковое внутреннее устройство (кулисный механизм или "S-образный паз"), а различаются только количеством подшипников качения (3 и 5 соответственно). В катушках ZESTER серии VX установлен дополнительный подшипник на ось вращения ручки и дополнительный подшипник на ось вращения механизма лесоукладывателя.

А теперь ближе к делу. Для совершения нижеприведенной последовательности действий нам понадобится хороший инструмент, чистящее средство (мной использовался "медицинский" спирт), широко всем доступные ватные палочки и зубочистки, а так же специальные смазки от производителя.

Итак, за работу:
1. Откручиваем гайку тормоза фрикционного механизма.
2. Снимаем гайку, шпулю и шайбы с оси лесоукладователя.
Главное не забывайте о сохранении (запоминании) последовательности сборки/разборки. Конечно, все катушки комплектуются кинематическими схемами, но так Вы значительно сэкономите себе свое время и нервы.
3. Выкручиваем стопорный винт и откручиваем гайку крепления самого механизма лесоукладователя и снимаем механизм с оси (втулки червяка).
4. Далее нам необходимо снять ручку. Для этого отвинчиваем руками пластиковую пробку с противоположной стороны. Откручиваем зажимной винт. Ручка снята.
5. Для того чтобы открыть корпус катушки, нам необходимо снять уплотнительную фторопластовую шайбу. Как мне показалось, функционально, она выполняет роль защиты от пыли и грязи. Для этого откручиваем крепежные винты и стаскиваем шайбу с направляющих. Делаем мы это достаточно аккуратно, дабы не повредить механизм антиреверса (стопора).
6. Далее откручиваем крепежные винты крышки корпуса и снимаем саму крышку. И перед нами сам механизм.
7. Для дальнейшей разборки катушки, нам необходимо отвернуть крепежный винт от кулисы, чтобы снять ось лесоукладователя.
8. Откручиваем крепеж и вытаскиваем саму ось. К этой оси крепится непосредственно сама шпуля, а ось передает возвратно-поступательные движения от кулисы к шпуле.
После этой операции мы спокойно снимаем ротор и перед нами открывается весь механизм. Последовательно снимаем детали, удаляя с них старую смазку, протираем и составляем их последовательно разборки.
9. Мгновенный стопор. Для того, чтобы до него добраться, нам необходимо снять крепежную шайбу, открутив три винта. Сняв шайбу, мы сможем вынуть червяк, с двумя подшипниками. Будьте внимательны ко всем шайбочкам.
Не вздумайте смазывать механизм мгновенного стопора, иначе он просто не будет выполнять свою функцию. Вы можете аккуратно протереть его внутренности чистяще - впитывающими салфетками.
Несколько слов о принципах смазки.
В подшипниках качения используйте жидкую смазку. Для остальных элементов больше подходит густая смазка, в том числе и для подшипников скольжения. Не стоит перебирать с ее количеством, поверьте - от этого лучше не будет. Сами смазки продаются в достаточном ассортименте в магазинах. Я использовал жидкую смазку фирмы Mikado , густую смазку фирмы Shimano - все то, что имелось в домашнем арсенале.

Несколько слов об увиденном.
Мне в руки попали сразу две катушки фирмы RYOBI модели ZESTER серий MX и VX. Обе модели, после двух сезонов интенсивной эксплуатации, если ни сказать больше, зная их хозяина, и я ожидал увидеть достаточно "убитый" механизм, со стертыми или поломанными зубьями и т.п.
Но после чистки и осмотра с большим пристрастием, т.к. я достаточно скептически относился к такой кинематической схеме, был приятно поражен увиденным, тем более что мне было с чем сравнивать - за неделю до этого чистил свои катушки Shimano (Stradic и Twin Power).
Детали механизма все выполнены из металлических материалов - латунь, силумин и т.п. (из какого точно материала выполнен корпус катушки - я не знаю) это и придает достаточно большой вес катушке, а в тоже время высокую надежность самому "редуктору".

Вот такая она в разборе
Наносим густую смазку на "пару".
Чистка "ролика" лесоукладователя.
Первое и самое важное - стопорная (крепежная) гайка имеет правую резьбу, т.е. откручивается по часовой стрелке!
Откручиваем, и аккуратно вынимаем, при этом запомните, как расположен паз верхней втулки, в какую сторону "смотрит".
После того как почистили, удалив всю грязь, смазываем подшипник качения, используя жидкую смазку.
А вот и он - "хваленый" фрикцион. Все что я о нем знал, так это то, что это "Высокоточный дискретный передний фрикционный тормоз с четырьмя полными оборотами от минимальной до максимальной нагрузки", и надо было обязательно увидеть, что это такое. Любопытство…

Используя пинцет, аккуратно удаляем крепежную шайбу.
Аккуратно вынимаем "гайку". Вот конструкция этой гайки и выполняет ту самую хваленную дискретную функцию, другими словами - обеспечивает отличную плавность регулировки фрикционного тормоза, а это очень важный показатель качества катушки.
Вот он целиком в разборе

Конструкцию этого "фрикциона" я бы отнес, к так называем, "прогрессивным" тормозам. Они позволяют нам работать с практически любыми лесками по разрывной нагрузке.
Автор статьи - Дмитрий Веригин

Copyright © ООО "Бадис"
Опубликовано: 2005-08-14 (34303 Прочтено)

Другие материалы раздела Катушки RYOBI