Выбор лодки и мотора

Книга известного Новосибирского рыболова Сергея Шаталова

«Крот не успел оглянуться, как уже сидел на корме настоящей лодки. - Вот это денек! - воскликнул он, пока Рэт (водяная крыса) отталкивал лодку и вновь усаживался за весла.
- Можешь себе представить, ведь я ни разу в жизни не катался на лодке. Ни разу!
- Что? Дядюшка Рэт так и остался с разинутым ртом:
- Слушай, а зачем ты жил до сих пор на свете? Поверь мне, мой юный друг, что нету дела, которым и в половину стоило бы заниматься, как попросту-попросту - повозиться с лодкой, ну просто повозиться, ну просто… С лодкой, в лодке или возле лодки. Это не имеет значения. Ничего не имеет значения. В этом-то вся прелесть. Неважно, поплывешь ты в лодке или не поплывешь, доплывешь, куда плыл, или приплывешь совсем в другое место, или вовсе никуда не приплывешь, - важно, что ты все время занят и при этом ничего такого не делаешь, а если ты все-таки что-то сделал, то у тебя дел все равно останется предостаточно и ты можешь их делать, а можешь и не делать, - это решительно все равно».
(Кеннт Грем, «Ветер в ивах»). Чтобы было более понятным, для чего же мы все-таки живем на белом свете, кратко рассмотрим параметры лодок, в первую очередь, нужные нахлыстовику. Ибо покуда течет река Обь, тяга людей ко всему этому будет неистребима:
  1. Легкость корпуса. Особенно важна для тех, кто выезжает часто. Сами выезды всегда не продолжительны, и чем легче корпус, тем меньше устаешь, опуская лодку со слипов на воду и поднимая обратно. Из того огромного количества лодок, которые были «наштампованы» в 70-80-е годы и которые будут находиться в эксплуатации еще не один десяток лет, это будут: «Казанки» первого выпуска (с буаями и без), МКМ («Тюменка»), «Неман», «Воронеж» и первые модификации «Оби» (кроме «Обь-3»).
  2. Просторный кокпит (см. «Толковый словарь»). Желательны лодки без диванов и кресел, с укороченной палубой и подмоторной нишей (или с выносным транцем). Это - «Воронеж» и «Казанка-5» (не путать с «Казанками» 5М, 5М1, 5М2 и пр.).
  3. Повышенная статическая остойчивость на воде, когда идет сам процесс ловли. Подходят «МКМ», «Крым», «Прогрессы» и все другие крупные, слабокилеватые модели.
  4. Удобство спуска-подъема якоря. Этим нахлыстовик будет заниматься постоянно. «МКМ», «Крым», первая «Обь».
  5. Легкость хода на веслах при небольших перемещениях, в процессе поиска, в пределах одного переката. Сами весла можно удлинить на 0,5 м от стандарта. Это те лодки, что подлиннее да поуже, низкобортные (меньше парусят на ветру) и имеют меньшую осадку. Здесь же замешаны вопросы хорошей, водоизмещающей гидродинамики, - даже такие крупные лодки, как «Казанка-5» или «Прогресс», с его расположением гребца на палубе и не глубоко сидящей, широкой кормой, на веслах ходят неплохо.
Такие качества лодок, как скорость, мореходность, комфортабельность, на улове отражаются в гораздо меньшей степени. Самое необходимое для рыбацкого комфорта - тент от дождя.

Моторы, в 15-25 л.с., должны легко заводиться и держать малые обороты во время поисковых маневров. Большего (сверхскорости) нахлыстовику не нужно.

А вот якорь должен быть специальной конструкции. Дело в том, что при непрерывной смене мест зацепы, в том числе и «мертвые», возможны с ним, как при ловле со спиннингом. Все что есть на дне - все наше. Потеряв за первые два года 8 обычных якорей, все последующие годы я отрыбачил с простым четырехлапым якорем-кошкой. Если диаметр прутка-лапы не превышает 8 мм, то потянув шельму, плавно и сильно, его можно отогнуть, освободившись от зацепа вручную, не прибегая к помощи мотора. Хотя, повторюсь, существуют и специальные конструкции якорей-нецепляек.

Есть у якоря и еще одна важная функция. Однажды к небольшому осередку, посреди Оби, пристал «Прогресс-2». Из него выпорхнула симпатичная девушка и выбрался крепкого телосложения спиннингист. Дама стала загорать, а джентльмен в плавках - ловить рыбу. Ничто не предвещало беды. В это время, на ГЭСе, без всякого подвоха, привычно «дали воду». «Прогресс» приподнял корму и не торопясь отчалил. Заметили «беглеца» поздновато. Мужественным движением руки успокоив подругу, мужчина попытался выловить быстро уплывающую лодку при помощи сверхдальних и без всякого сомнения, сверхточных забросов. Когда стало понятно, что это невозможно, пришлось, подобно персонажу Миронова из «Бриллиантовой руки», несолидно кричать «на весь водоем». Конечно же, их быстро выручили, ведь дело происходило в черте города. Однако, закон есть закон: десантируясь на берег, в одной руке надо держать не спиннинг (нахлыст), но якорь, а в другой - все что угодно, например, знамя (!).

Существует немало легких, глиссирующих лодочек под «Ветерки-8-12»: «Сибирячка», «Казанка-6» (классический рыболовный «джонбот»), «автобот», «Романтика» и т.п. Все это подойдет, если на реке не свирепствует шторм.
Поиск на резиновой лодке, при обских масштабах, сильно ограничен, и уловы будут значительно скромнее, чем с лодок моторных. Тактика следующая: заранее выбираются 2-3, максимум пять перекатов, на которых есть надежда что-то найти. Заплыв делается с самого верхнего по течению. Якорь должен быть надежным. Если снесло, то выгрести против обского напора, в большинстве случаев, проблематично. Проще подняться берегом и заплыть вновь. Почти исключен и «поиск по времени», - когда перекат, на котором клюет с утра (до подъема воды), находится внизу, а перекат, на который рыба выходит после 10-11 часов (после подъема воды) - сверху по течению. Надувные лодки должны быть с распашными веслами и желательно покрупнее, двухместные, типа «Нырок-41». Все-таки Обь - это не озеро и не пруд и к ней нужно относиться с уважением.

Несмотря на все «если» и «все-таки», рыбалка с резиновой «надувнушки» хороша по двум причинам:

Кому-то, чтобы получить удовольствие, достаточно поймать и 3-х окуней (другим мало и 3-х ведер).

И во-вторых, как говорил Магеллан, - «путешествовать необходимо, остаться в живых не обязательно».

Это, конечно же, шутка. Спасательный жилет на Оби - обязательный элемент экипировки лодочника и очень желательный - для тех, кто ловит в забродку. Если вы ушли в реку на 150 метров, а ГЭС открыл шандоры - спасти вас смогут только случай или все те же водномоторники.

Поиск на Оби - дело весьма благодарное и, при не очень высоких результатах, вести его лучше непрерывно. Сколько раз приходилось корить себя за то, что застоялся на старом месте, не сменив его, вот на это - последнее, хоть полчаса назад. Для себя вывел правило - уделять чистому поиску не менее часа за утро, даже если рыба найдена и ее приходится покинуть. Во-первых, интересно знать, что же происходит в других местах? Во-вторых, появляется возможность «держать реку под контролем», что в будущем (при изменении уровня воды или кормовой базы позволит легко отыграться, без применения особых усилий).

Вот из такого упорного, на грани самоотречения, поиска, из кропотливо выслеженного и случайно увиденного, из удачных экспериментов и нулевых результатов, из дневниковых сопоставлений и информационных подарков памяти детства, из рассказов очевидцев и из переходящих из уст в уста рыбацких легенд, из застольных споров и из научной литературы вырисовывается более или менее достоверная картина жизни подводных обитателей.

читать дальше...


Copyright © ООО "Бадис"
Дата публикации: 2007-06-22 (6872 Прочтено)

Другие материалы раздела Обской нахлыст

Уважаемые посетители!
Вы просматриваете старую версию сайта компании "Бадис"
Можете прямо сейчас перейти на наш новый сайт